Первая типография в Львове

Краковскую типографию Ш.Фіоля можно считать первой украинской типографией в том смысле, что она, судя по всему, выдавала книги для Украины и сопредельных стран, положила кириллический книгоиздания в той форме, которая была продолжена типографиями в Украине. Зато первую типографию непосредственно в украинских землях основал Иван Федорович Федоров-во Львове 116.

Во Львове сложились благоприятные условия для того, чтобы стать центром книгопечатания. В XVI в. это был один из крупнейших экономических и культурных центров в Восточной Европе. Расположение города на перекрестке торговых путей способствовало также росту его роли в международных культурных взаимосвязях. Купец родом из Гданска Мартин Груневег, который поселился во Львове 1582 г., писал: "В этом городе, как и в Венеции, стало привычным встречать на рынке людей из всех стран мира в своих уборах: венгров в их маленьких магерках, казаков в крупных кучмах, россиян в белых шапках, турок в белых чалмах... Каждый, на каком языке он бы не разговаривал, найдет здесь и свой язык. Город отдален на сто миль от моря. Но когда увидишь, как на рынке при бочках мальвазии бурлит толпа критян, турок, греков, итальянцев, одетых еще по-корабельному, кажется, будто здесь порт сразу за воротами города" 117. В то же Груневег подчеркивает, что город был основан князем Львом, последовательно называет его "русским Львовом", вспоминает ряд львовских памятников древнерусской архитектуры и искусства. Однако в конце XIV или в начале XV в. рядом со старым, основанным галицко-волынскими князьями Львовом выросли стены нового города, где поселились немецкие купцы, преимущественно выходцы из Силезии. Благодаря королевским привилегиям и своей экономической превосходстве новый участок присвоила себе юридический статус "города", оттеснив древний Львов на положение пригорода. В XV в. большинство полноправных жителей центральной части города уже составляли католики (преимущественно немецкого происхождения) и лишь отдельные кварталы здесь принадлежали украинцам, армянам, евреям. Как видно из списка налогоплательщиков за 1400-1408 гг., украинцам в пределах городских стен принадлежало лишь четырнадцать домов (в 1609 г. украинским мещанам принадлежало 15 домов на Русской улице и три на рынке) 118, поскольку со временем (в основном, в первой половине XVI в.) немецкие колонисты полонізувалися, поляки получили значительное численное преимущество в "городе" в узком, юридическом смысле слова, то есть на территории в пределах стен, где жили "мещане" - cives (граждане города). За пределами стен оставалась большая часть Львова, которая делилась на два пригорода: северное (Краковское), которое включало также территорию бывшего княжеского города, и южное (Галицкое) 119. Большая часть Краковского предместья (Пидзамче) оставалась под управлением королевского чиновника-старосты (как правило, польского магната). Галицкое предместье, которое выросло позже, попало в зависимость от городских властей - маґістрату, состоявший из мещан-патрициев, тоже католиков. На пригородах, особенно на Подзамче, украинцев проживало больше, чем в центре. В первой половине XVII в. во Львове, по свидетельству армянского путешественника Симеона Дпіра Замостеаці, было вроде бы "в десять раз больше украинцев, чем поляков" 120. Утверждение Замостеаці не подтверждается другими источниками. Наверное, у армянского подорожника сложилось впечатление о численность украинцев на основании его знакомства с активностью украинского населения города и пригородов, которое было тесно связано с украинской большинством населения региона. Впрочем, многонациональный характер населения Львова тоже стимулировал его роль не только в экономических связях, но и в международных культурных взаимоотношениях.

Основателем книгоиздания в Львове и Остроге стал Иван Федоров (Федорович), который до переезда на Украину был печатником в Москве и белорусском городке Заблудові. Если о жизни Ивана Федорова в Украине есть целый ряд архивных документов 121, то о московский и заблудівський периоды его деятельности известно преимущественно то, что сам печатник рассказал в післямовах своих изданий. Поэтому трудно сказать нечто конкретное, кем был Иван Федоров перед тем, как стал диаконом в церкви Николая Гостунського в московском Кремле, и чем занимался перед тем, как начать 19 апреля 1564 г. печатание Апостола первой точно датированной книги в России. Единственное, в чем можно не сомневаться, - то, что печатник не принадлежал к знатной семьи: об этом свидетельствует его наименование Федоров - по имени отца. Так называли в России людей неіменитих, ибо только знатным разрешалось употреблять формы на -ич. В Белоруссии и Украине, где таких ограничений не было, печатник называл себя "Иваном Федоровичем", добавляя к этому объяснение "из Москвы", или "москвитин". Слово "москвитин" могло быть синонимом определения "из Москвы", но могло быть и личным именем. Є.Л.Немировський привел многочисленные примеры, когда люди пользовались фамилией "Москвитин" и даже "Москва" как в украинско-белорусских землях, так и в самом городе Москве 122. Однако, исходя из контекста упоминаний об этом, считаем более вероятным, что Иван Федоров называл себя москвитином, чтобы указать на происхождение из столицы России.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Пуски кириллического книгопечатания
- Структура курса
- Внешнеэкономическая деятельность
- Трансформация экономики Украины
- Пищевая промышленность Украины
 
Американский миллиардер и инвестор Уоррен Баффет, который хочет инвестировать в такие страны, как Китай, Бразилия и Индия, уверен, что мировая экономика в ближайший год «значительно» вырастет, сообщают «Вести».
Место доллара в мировой экономике в будущем должна сменить не одна, а целая корзина национальных валют, считает глава отдела мировой экономики Китайского института международных проблем Цзян Чуньюэ.
В Брюсселе завершается двухдневный саммит Европейского Союза. Дискуссия по повестке дня состоялась накануне. А 25 марта главы государств и правительств стран ЕС должны доработать и принять соответствующие постановления.