Первая типография в Львове


Это типичные образцы так называемого "стародрукового" стиля, разработанного на основе украшений русских рукописных книг, которые в свою очередь последовали одно из направлений немецкой печатной орнаментики. На черном фоне выделяются энергично изогнутые очертания широколиственных трав, нередко дополненных стилизованными цветами, шишками, различными плодами. Ко второму типу Я.Запаско относит заставки, созданные в основном на Украине. Характерные мотивы заставок, что появились в украинских першодруках, - стилизованные листья клена или винограда, профильные изображение листа дуба или аканта. Формы заокруглішіші, больше места занимает черный фон. Отдаленным прототипом одной из дереворізних заставок Апостола (арк. 1 ненум. и 187) является мідерит одного из учеников Альбрехта Дюрера Ганса Зебальда Бегама 158. Во львовской гравюре сохранено центральный віялоподібний мотив и изображения рогов изобилия, однако внизу ужасающие пасти зверей заменено листьями, удлиненно заставку и уменьшен рельефность изображение, чтобы стилистически совместить эту заставку с другими 159. Новым элементом оформления в львовском Апостоле стало широкое применение конечностей, очевидно, из готовых політипажів немецкого или польского происхождения.

На обороте первого ненумерованного листа - герб гетмана Григория Ходкевича в архитектурной рамке. Это отпечаток из двух досок: рамка - с гравюры Луки в московском Апостоле, герб - с заблудівського Гуслей. Рамка повторенная дважды на обратной стороне 2-го листа: здесь она оформляет изображение апостола Луки. Рамка опять та же, что и в московском першодруці 160, но изображение Луки выполнен в совершенно иной манере, без сомнения, другим гравером. Образцом для художника была одна из тогдашних западноукраинских икон или миниатюр. Возможно, монограмма ЛП обозначает именно автора рисунка, вероятно - упоминавшегося уже Лаврентия Филипповича Пухалу. Монограміст WS - это, как полагают, Вендель Шарфенберґ (сын Георга Шарфенберґа-старшего), автор гравюр к изданий краковского печатника М.Шарфенберґа. Гравер WS - западноевропейской школы, однако перед ним была поставлена вполне определенная задача: скопировать изображение с иконы или миниатюры одного из тогдашних западноукраинских художников, и с этим заданием гравер справился неплохо.
Выполнена тем самым гравером типографская марка (сиґнет) Ивана Федорова впервые в его издательской практике появляется именно в львовском Апостоле (на обороте последнего запечатки листа). Под ней - шрифтовая подпись: "Іоаннъ Федоровичь друкарь москвитин". Внизу изображена рука, держащая стебелек, от которой разветвляется растительный орнамент, типичный для ренессансной или даже маньєристичної графики. В обрамлении гибких ветвей с листьями и цветами - два одинаковых картуше. На первом из них изображен герб города Львова (лев в открытой ворот городской стены с тремя башнями), на втором - герб самого печатника (змейка, подобная до зеркального изображения буквы S, со стрелкой вверху). Считаем издательской маркой всю композицию, а не только изображение на правом картуше. В книгах, вышедших во Львове, печатный знак (марка) был одновременно издательской маркой, потому что здесь Иван Федоров не только печатник, но и издатель. Идея украсить свои издания печатным знаком возникла у Ивана Федорова под влиянием знакомства со знаками западноевропейских типографий, в частности немецких и итальянских 161. Думаем, что из книг Фиоля он мог позаимствовать некоторые элементы своего издательского знака: размещение инициалов по краям, включение в композиции герба города, в котором печаталась книга.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Украинское казацкое государство
- Директория: тупик украинского социализма
- Социализм в Европе и "украинский вопрос"
- Модели предложения и спроса на конкурентном рынке
- Экономическая история как самостоятельная наука сформировалась в середине xix в.
 
Американский миллиардер и инвестор Уоррен Баффет, который хочет инвестировать в такие страны, как Китай, Бразилия и Индия, уверен, что мировая экономика в ближайший год «значительно» вырастет, сообщают «Вести».
Место доллара в мировой экономике в будущем должна сменить не одна, а целая корзина национальных валют, считает глава отдела мировой экономики Китайского института международных проблем Цзян Чуньюэ.
В Брюсселе завершается двухдневный саммит Европейского Союза. Дискуссия по повестке дня состоялась накануне. А 25 марта главы государств и правительств стран ЕС должны доработать и принять соответствующие постановления.