Машиностроение и металлообработка


Предприятия машиностроительной отрасли имеют отличные от других отраслей особенности размещения. Они почти не зависят от природных условий и ресурсов, их продукция имеет широкий круг потребителей. Вследствие этого машиностроения развито во всех регионах страны, отличия заключаются в разном уровне развития и наборе отраслей, их значении на разных территориях. В одних регионах они являются отраслями специализации, в других - удовлетворяют потребности только данного региона.
Один из важных принципов размещения машиностроительных предприятий - ориентация на сырье. Основное сырье для предприятий отрасли - металл, а также конструкционные материалы, которые производят легкая, химическая, деревообрабатывающая промышленность. Машиностроительные предприятия потребляют 1/3 проката, почти 2/3 стального литья, 40% чугуна, производимого в стране. Предприятия, которые требуют большого количества металла, относят к металлоемких. Металлоемкие производства в основном размещены в районах металлургической промышленности.
Большинство отраслей машиностроительного комплекса принадлежит к трудоемких, то есть таких, которые требуют относительно немного сырья, но значительных затрат труда на изготовление продукции. Ориентация на трудовые ресурсы - второй принцип размещения. Постоянно растут требования к квалификации рабочей силы.
Во всех отраслях машиностроения возрастает значение научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ. Наукомісткість - отличительная черта многих современных машиностроительных производств. Такие производства тяготеют к крупнейших городов и агломераций, где сконцентрирована научная база страны.
На размещение предприятий, которые выпускают важкотранспортабельну продукцию, также значительно влияет потребитель, а принципу размещения сборочных предприятий, имеющих широкие кооперационные связи с другими центрами, является полезность экономико-географического (особенно транспортного) положения.
Транспортное машиностроение охватывает производство разнообразных транспортных средств. В частности, автомобилестроения представлено выпуском легковых автомобилей (Запорожье), грузовых (Кременчуг), автобусов (Львов), грузопассажирских машин (Луцк), двигателей (Мелитополь). Оно ориентируется в своем размещении на высококвалифицированные кадры и возможности кооперирования производства (удобное транспортно-географическое положение).

1  2  3  4  

Другие статьи по теме:

- Раскольники украинской революции
- Доходы населения
- Печатник-запорожец Вербицкий и печатник-магистр Соболь
- Трансформация экономики Украины
- Первая типография в Львове
 
Американский миллиардер и инвестор Уоррен Баффет, который хочет инвестировать в такие страны, как Китай, Бразилия и Индия, уверен, что мировая экономика в ближайший год «значительно» вырастет, сообщают «Вести».
Место доллара в мировой экономике в будущем должна сменить не одна, а целая корзина национальных валют, считает глава отдела мировой экономики Китайского института международных проблем Цзян Чуньюэ.
В Брюсселе завершается двухдневный саммит Европейского Союза. Дискуссия по повестке дня состоялась накануне. А 25 марта главы государств и правительств стран ЕС должны доработать и принять соответствующие постановления.