Издания второй половины xvii- xviii ст.


После провозглашения Брестской церковной унии также и те приходы, которые приняли унию, пользовались богослужебными книгами из православных типографий. В 1709 г. унию приняло Львовское Ставропигийское братство, а в 1720 г. Замойский провинциальный собор обязал его внести в своих изданий изменения в соответствии с основными принципами католической догматики. Службы святым, введенные Замойский собором (в том числе в честь св. Йосафата), были изданы отдельными брошюрами во Львове, Уневе, Почаеве. Впрочем, даже в конце XVIII в. типография Почаевского василианского монастыря перепечатывала некоторые богослужебные книги из изданий православных типографий, внося в них лишь незначительные, хоть и принципиальные изменения: упоминание в богослужениях папы, внедрение католической версии Символа веры.

На более узкий круг читателей рассчитывались богословские издания, в частности, объяснение Библии, тезисы теологических диспутов. Из теологических тезисов Киево-Могилянской академии сохранились конклюзії с материалом четырехлетнего курса богословие под названием "Primitiae cursus theologiae quadriennis...", что их 29 ноября 1737 г. защищал слушатель теологии и одновременно преподаватель в курсе інфіми Иннокентий Михалевич; председательствовал на защите профессор теологии Иероним Миткевич (З.И., 1289). Подобных публикаций было сравнительно немного, однако они стали существенным фактором богословского образования. О некоторых из книг богословского содержания будет идти речь при рассмотрении публикаций литературных произведений.

Неотъемлемой составной частью древней печатной книги, особенно литургической, стали орнаменты (наборные, которые печатались с вылитых подобно шрифта орнаментальных элементов, и гравированные - отбиты с дереворитних или мідеритних клише), а также изображения (сначала исключительно дереворитні, позже и мідерити - отпечатки из медных клише). Орнаменты не были просто украшением, тем больше изображения не были только иллюстрацией, объяснением текста. Ведь сакральным объектом, которому принадлежало ведущее место в таинствах и обрядах, была книга в целом, в неразрывном единстве текста, который читали и слушали в церкви, и зрительного ряда. Текст, изображения, церковное пение имели глубоко символическое значение, причем не отдельно, а в их сочетании. Именно поэтому такое большое внимание давние типографии предоставляли художественном вида печатных книг, особенно литургических.

На Западе древнейшие литургические книги последовали книги рукописные, но очень скоро начался обратный процесс: новые формы набора и украшений, которые появились в печатной книге, стали влиять на рукописную книгу. Поскольку украинская печатная книга должна была заменить в богослужебном потребления рукописную, она переняла от нее очертания букв, принципы разделения текста на разделы, подразделы и рубрики, форму заголовков. В то же время, с самого начала печатная книга имела много такого, чего не было в древней рукописной книге и что более поздними рукописями было заимствовано именно с печатной книги.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  

Другие статьи по теме:

- Указанные объемы долговых обязательств
- Развитие экономики
- Предмет и задачи курса Экономика предприятия
- Братское книгоиздание
- Государственный кредит
 
Американский миллиардер и инвестор Уоррен Баффет, который хочет инвестировать в такие страны, как Китай, Бразилия и Индия, уверен, что мировая экономика в ближайший год «значительно» вырастет, сообщают «Вести».
Место доллара в мировой экономике в будущем должна сменить не одна, а целая корзина национальных валют, считает глава отдела мировой экономики Китайского института международных проблем Цзян Чуньюэ.
В Брюсселе завершается двухдневный саммит Европейского Союза. Дискуссия по повестке дня состоялась накануне. А 25 марта главы государств и правительств стран ЕС должны доработать и принять соответствующие постановления.