Фазы развития корпораций

Международные корпорации в современном мире - важнейший элемент развития мировой экономики и международных экономических отношений, их бурное развитие в последние десятилетия отражает углубления международного разделения труда и обострения конкуренции на мировых рынках. Международные корпорации появляются как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как "локомотивы" мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, является продуктом международных экономических отношений, которые быстро развиваются, а с другой - мощным механизмом воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, геоцентрические компании формируют новые отношения и видоизменяют формы международных экономических отношений, которые сложились.
МНК превратили мировую экономику на экономику, которая базируется на международном производстве; они обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: повышение технического уровня и качества продукции; рост эффективности производства; совершенствование форм внутрикорпоративного менеджмента. МНК действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегией, которая формируется в их "мозговых трестах", обладают огромным научно-производственным и рыночным потенциалом, что обеспечивает высокий динамизм развития.
В процессе становления и внутреннего развития МНК проходят определенные фазы, их выделили американские исследователи в области управления Дж. Стопфорд и Л. Уэлс во время изучения организационных изменений в структуре фирм в процессе роста корпораций и их преобразования на МНК. Несмотря на то, что исследование велось на материалах американских корпораций, выяснены учеными закономерности являются типичными для эволюционного развития всех МНК. Дж. Стопфорд и Л. Уэлс выделяют три фазы перерастания национальной компании в международную корпорацию.
Фаза первая. Размер небольшой фирмы, управление осуществляет один менеджер. Ввиду отсутствия других основных управленческих уровней успех деятельности всей фирмы в значительной степени зависит от личных способностей и активности менеджера - президента компании. С ростом фирмы возникает необходимость передачи президентом части управленческих функций на более низкий уровень, поскольку он уже не в состоянии выполнять растущий объем работ. На фирме создаются функциональные отделы: по производству продукции, продаже, финансов и др. Руководители этих отделов подчиняются непосредственно президенту фирмы. Такая структурная изменение рассматривается как начало второй фазы развития фирмы. Как правило, в этот переходный период фирма относительно невелика и производит ограниченную номенклатуру продукции.

Другие статьи по теме:

- Процедуры бюджетирования
- Ремесленники
- История экономических учений
- Численность населения, естественный прирост и миграция
- Порядок осуществления заимствований в местные бюджеты Украины
 
Американский миллиардер и инвестор Уоррен Баффет, который хочет инвестировать в такие страны, как Китай, Бразилия и Индия, уверен, что мировая экономика в ближайший год «значительно» вырастет, сообщают «Вести».
Место доллара в мировой экономике в будущем должна сменить не одна, а целая корзина национальных валют, считает глава отдела мировой экономики Китайского института международных проблем Цзян Чуньюэ.
В Брюсселе завершается двухдневный саммит Европейского Союза. Дискуссия по повестке дня состоялась накануне. А 25 марта главы государств и правительств стран ЕС должны доработать и принять соответствующие постановления.