Епископские типографии в Стрятине и Крылосе


Возглавлял редакторскую работу книжник, подписавшийся как "Феодор К": в послесловии Требника сказано, что его "тщанием" книга "ізслідована и исправлена", а другие литературные работники не указаны. Его отождествляют с бывшим учителем Львовской братской школы россиянином Федором Касіяновичем 114, не исключено, однако, что это был Федор казнодія (проповедник) из Рогатина, известный как писарь львовского епископа 115. Из архивного документа 1603 г. известно, что в Стрятине работал корректором (то есть специалистом, который, в современном понимании, был также редактором текста) монах Вениамин 116. В одном из экземпляров Евангелия Учительного послесловие подписал иеромонах Варлаам Гребеневич.

Памва Беринда жил в Стрятине "в дома... Федора Балабана, мужа мудрости", который побудил его заняться словникарством 117. Вероятно, при стрятинській типографии Беринда не только занимался литературным трудом, но и усовершенствовал свою квалификацию в области печатной техники. С балабанівськими типографиями связан еще один племянник Гедеона унивский архимандрит Исайя Балабан (он, как уже упоминалось, покупал оборудование для стрятинської типографии, а после ее закрытия был причастен к острізького ячейки). Достаточно вероятным является предположение об участии в "редакторской коллегии" Гавриила Дорофейовича, Тарасия Земки 118.

Литературный труд в Стрятине мог вести и знакомый Памва Беринды рогатинский пресвитер Петр - автор поэтического эпитафии Григорию Желиборському (напечатанной в сборнике "Лямент...", Львов, 1615). При правке текстов для стрятинських и крилоських типографий использовались разнообразные старые славянские и греческие списки, учитывались также местные обычаи. Знаменательно, что к Требника включено возслідування "над отроки, хотящими учиться" (арк.617 связи.). Наряду с исправлением текста книг, заслугой стрятинсько- крилоського кружка было совершенствование художественного оформления изданий. Декоративные форты (титульные рамки), в которых заметны влияния ренессанса графики, продолжали федоровские традиции в книжном искусстве. Их дальнейшее развитие свидетельствуют не только заставки в крилоському издании, но и смелее применения наборных украшений - не только для обрамления, но и для заставок (см. Евангелие учительне, арк.7 связи.). Среди складных отливочных украшений появляется типичный для ренессансного орнамента "дволистник". Выгравированные на дереве заставки стрятинських изданий опираются как на образцы местного рукописание, так и на достижение стародрукової графики, в том числе западноевропейской и южнославянской 119. В частности для одной заставки (с драконом в окружении ренессансных растительных мотивов) обнаружен образец в венецианском издании 1569 г. 120. В клеймах заставок стрятинського Требника размещены фигурные гравюрки с достаточно реалистичным изображением на сюжеты празничних икон или с ceremonially-бытовыми сценками.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Промышленность
- Румыния для румын и этнические украинские земли
- Топливно-энергетический комплекс Украины
- Об утверждении Государственной целевой экономической программы развития инвестиционной деятельности на 2011-2015 годы
- Процедура программирования
 
Американский миллиардер и инвестор Уоррен Баффет, который хочет инвестировать в такие страны, как Китай, Бразилия и Индия, уверен, что мировая экономика в ближайший год «значительно» вырастет, сообщают «Вести».
Место доллара в мировой экономике в будущем должна сменить не одна, а целая корзина национальных валют, считает глава отдела мировой экономики Китайского института международных проблем Цзян Чуньюэ.
В Брюсселе завершается двухдневный саммит Европейского Союза. Дискуссия по повестке дня состоялась накануне. А 25 марта главы государств и правительств стран ЕС должны доработать и принять соответствующие постановления.